Гарантийное письмо Клуба взаимного страхования: перспективы использования в Украине

Евгений Сукачёв

старший партнёр

Ирина Доля

юрист

Black Sea Law Company

Международное торговое судоходство бесспорно является связующим звеном глобальной экономики. На данный момент невозможно представить активную деятельность глобального рынка без возможности обеспечить бесперебойную транспортировку значительных объемов грузом на большие расстояния по международным морским путям.

Взаимоотношения в сфере торгового мореплавания урегулированы не только системами законов и кодексов национального значения, а и нормами международного законодательства, в том числе с использованием документов рекомендательного характера и обычаев.

В процессе перевозки грузом морем не редко происходят инциденты, которые впоследствии могут повлечь предъявление претензий и возникновение спора между сторонами перевозки. Так как судно является бессменным участником, подобных правоотношений, первым “заложником” Вашего спора может стать именно судно.

На сегодняшний день Украина ратифицировала Международную Конвенцию по унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 года (Брюссельская конвенция), которая устанавливает порядок ареста судна в качестве обеспечения морского требования. Брюссельская конвенция предусматривает 17 видов морских требований. Основным критерием для определения требования, как морского, является возникновение требования из правоотношений, связанных с использованием судна.

В порядке имплементации международных норм каждая из стран-участниц Брюссельской конвенции дополнительно обладает собственными правовыми инструментами для осуществления ареста судна в порядке обеспечения морского требования, которые определены нормами национального законодательства.В Украине подобные нормы содержаться в Кодексе торгового мореплавания Украины, Хозяйственном процессуальном кодексе Украины и Гражданском процессуальном кодексе Украины.

При этом необходимо обратить внимание, что Брюссельская конвенция чётко указывает на то, что арест морского судна должен быть наложен только судом или судебным органом, чем, по нашему глубокому убеждению, исключает возможность у любых государственных органов пользоваться своими полномочиями в части наложения ареста на судно и ограничения его коммерческой деятельности.

Кроме этого, мы должны принять неоспоримый факт, что морской бизнес, во всех своих аспектах, нуждается в принятии быстрых, компетентных и профессиональных решений для исключения даже малой возможности задержки выполнения обязательств и возникновения финансовых убытков. Торговое мореплавание всегда сопряжено с исключительно большими имущественными рисками, и, неудивительно, что правовой институт страхования впервые возник именно в данной сфере.

В морском бизнесе наиболее распространено коммерческое страхование, в котором специализированная страховая компания на прямую страхует риски своих клиентов (страхователей) и за это получает страховую премию, а также взаимное страхование специальных ассоциаций (Protecting & Indemnity Club, P&I Club, Клуб взаимного страхования), суть которого строится на добровольном объединении заинтересованных судовладельцев с целью создания общего страхового фонда для покрытия случайных потерь участников такого объединения; страховой фонд образуется за счёт взносов и каждый член клуба по сути является одновременно и страховщиком и страхователем.

Гарантийное письмо Клуба взаимного страхования (LOU) является невероятно мощным инструментом, который клубы могут предоставить владельцу, когда ему угрожает арест их судна со стороны истца, пытающегося обеспечить иск. LOU это не только форма обеспечения, которая признается в подавляющем большинстве морских юрисдикций по всему миру, но также и форма, которая обычно может быть выдана гораздо легче, чем другие формы обеспечения, позволяющая находящемуся под угрозой судну возобновить коммерческую деятельность гораздо быстрее.

Важно отметить, что согласно устоявшейся международной практике, отдельно выделяются понятия Letter of undertaking (LOU) и Letter of indemnity (LOI). Международный Клуб взаимного страхования GARD SA в Циркуляре о предотвращении потерь № 01-10, указывает на разграничении понятий Letter of undertaking, Letter of indemnity и банковская гарантия.

Основным обстоятельством направления Letter of indemnity является необходимость отклонения от установленных договоренность, что выражается в активных действиях одной из сторон, к примеру осуществления захода судна в порт, который ранее не был определен договором фрахтования. Таким образом, LOI дает стороне, которая выполняет рискованное действие, гарантию возмещения ущерба, который может быть причинен таким действием.

С другой стороны, Letter of undertaking выдается при наличии инцидента, который повлек или может в будущем повлечь убытки. Данная форма обеспечения способна предоставить гарантию при наличии уже заявленного требования к судну, которое подлежит обеспечению.

Не смотря на наличие нескольких видов описанных выше документов, именно понятие Гарантийного письма Клуба взаимного страхования (Letter of undertaking, LOU, ГП) подлежит рассмотрению в данной статье, как форма обеспечения, которая подлежит обязательному закреплению на законодательном уровне и внедрению в широкую практику использования на территории Украины в спорах по морским требованиям.

Казалось бы, что Украина, как морское государство не должна становиться исключением, однако использование гарантийного письма P&I Клуба – не распространенная практика в нашей стране, если не сказать иначе. Концепция гарантийных писем начала развиваться еще в 1855 году. С тех пор клубы постоянно адаптировались к новым тенденциям в морской индустрии, а после Второй мировой войны клубы ввели новые финансовые инструменты для освобождения судов из-под ареста. Учитывая, что выдача банковских гарантий – это достаточно долгий, зачастую, сильно бюрократизированный и кропотливый процесс, который, кроме того, влечет за собой дополнительные финансовые расходы на оплату услуг банка, P&I Клубы ввели собственную форму гарантии.

По сути, Гарантийное письмо Клуба взаимного страхования являются формой гарантии, выданной Клубом, – обязательством выплатить заявителю сумму, причитающуюся ему по решению суда, или сумму, согласованную на условиях урегулирования. Это частный договор обеспечения безопасности между сторонами, и суд не участвует в процессе установления условий обязательства, которые согласовываются между Клубом, с одной стороны, и другой стороной (будь то сторона договора, третья сторона), участник или другой клуб или страховщик) с другой. Это важный момент, поскольку только Клуб, а не уполномоченные агенты, представители или местные корреспонденты Клуба имеют право выдавать такое Гарантийное письмо.

Хотя точная формулировка Гарантийного письма будет отличаться в зависимости от Клуба, все они отображают следующие особенности: название судна; имя истца; описание инцидента, послужившего основанием для претензии; максимальная гарантированная сумма (которая включает проценты и расходы); закон и юрисдикция применимые для рассмотрения претензии; катализатор для оплаты; и резервирование всех прав. После принятия такого гарантийного письма получатель должен освободить судно из-под ареста и не задерживать повторно, по тому же требованию (в большинстве случаев, такой гарантийный лист выдается при аресте судна, или даже при вероятном аресте).

Для получателя такого письма появляется возможность взыскать сумму по морскому требованию непосредственно от Клуба, а не от Судовладельца или менеджера/ оператора судна. Основанием для выплаты суммы гарантированного обязательства должно выступать окончательное решение суда, арбитражное решение или заключенное мировое соглашение. Важно то, что Гарантийное письмо имеет сугубо дискреционный характер, то есть Клуб не несет обязательство выдавать гарантию по каждому отдельному случаю, а делает это исключительно по собственному решению, руководствуясь ситуацией.

Для Клуба, Судовладельца и Получателя такого гарантийного письма существует ряд определенных преимуществ: во-первых, гарантийное письмо имеет легкую и гибкую форму содержания, а во-вторых, ГП хоть и заключается в письменной форме, однако благодаря современным технологиям, может быть доставлен в любую страну за считанные минуты. Благодаря простой и емкой форме выдачи гарантийного письма от P&I Клуба, Судовладелец минимизирует, а в отдельных случаях избегает дополнительных расходов, которые могли бы быть понесены в связи с наложением ареста на судно и ограничением его коммерческой деятельности.

Большинство клубов, дополнительно подчеркивают, что судно, для которого предоставляется Letter of Undertaking должно быть включено в P&I страхования своего члена. Таким подтверждением может быть Сертификат об участии (Certificate of entry) от Клуба. Иными словами, судно должно быть застраховано в Клубе. В случаях, когда судно было застраховано после события, но до ареста, Клуб не утвердит выдачу ГП.

Не существует единого международного акта, который бы регулировал принятия гарантийного письма Клуба взаимного страхования. Но несмотря на это, Великобритания, Гонконг, Австралия, Италия, Франция, и Сингапур – принимают такой вид документа в качестве обеспечения. Большинство P&I Клубов отмечают эффективность использования ГП, о чем все чаще пишут в своих публикациях.

Возможно ли в Украине использование такого современного финансового инструмента, как Гарантийное письмо Клуба взаимного страхования (Letter of Undertaking)?

Исходя из практики представления интересов как непосредственно Клубов взаимного страхования, так и Судовладельцев в целом, считаем, что гарантийное письмо Клуба взаимного страхования в своем толкованию и по своей сути ассоциировано с понятием гарантии, определенной Гражданским кодексом Украины.

В Главе 49 Гражданского кодекса Украины описаны основные термины, условия и требования формам обеспечения выполнения обязательств. Согласно статье 560 Гражданского Кодекса Украины, по гарантии банк, иное финансовое учреждение, страховая организация гарантирует перед кредитором выполнения должником своего долга. Гарантия действует в течение срока, на который она выдана. Гарантия действует со дня ее выдачи, если в ней не установлено иное. Гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не установлено иное, в соответствии со статьей 561 Гражданского Кодекса Украины.

В случае нарушения должником обязательства, обеспеченного гарантией, гарант обязан уплатить кредитору денежную сумму в соответствии с условиями гарантии. Требование кредитора к гаранту об уплате денежной суммы в соответствии с выданной им гарантии предъявляется в письменной форме. К требованию прилагаются документы, указанные в гарантии. Кредитор может предъявить требование к гаранту в пределах срока, установленного в гарантии, на который она выдана.

Гарант вправе отказаться от удовлетворения требования кредитора, если требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии или если они представлены гаранту по окончании срока действия гарантии. Гарант должен немедленно уведомить кредитора об отказе от удовлетворения его требования. Обязанность гаранта перед кредитором ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Обязательство гаранта перед кредитором прекращается в случае: уплаты кредитору суммы, на которую выдана гарантия; окончания срока действия гарантии; отказа кредитора от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или путем подачи гаранту письменного заявления об освобождении его от обязанностей по гарантии. Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен немедленно сообщить об этом должнику.

Необходимо отметить, что LOU по своей сути может быть использован в Украине и быть признан государственными органами Украины без каких-либо ограничений. На действительность и возможность применения ГП указывает его соответствие требованием применимого законодательства. Также, ГП должно быть понятным и исполнимым. Срок действия документа, а также порядок его исполнения должен быть прямо отображен в содержании.

В случае применения законодательства Украины, издателем такого документа может выступать страховая организация или иное финансовое учреждение. Таким образом, лицо, которое выдает Гарантийное письмо, для признания его украинским органом может дополнительно предоставить подтверждение своей регистрации как страхового или финансового учреждения согласно законодательству места своей регистрации.

Анализируя украинское законодательство, можно с уверенностью утверждать, что следует внести ряд определенных изменений, а точнее дополнений в действующие нормативно-правовые акты с целью четкого определения порядка его применения в коммерческой практике Украины. Тем не менее, важно отметить, что действующие на данный момент нормы не запрещают применение подобного средства обеспечения и признают существование обширного института гарантии.

В Хозяйственном кодексе Украины предусмотрено, что по согласованию сторон, могут применяться предусмотренные законом или такие, что ему не противоречат, виды обеспечения исполнения обязательств. Положения Хозяйственного кодекса разъясняют такой вид обеспечения как “банковская гарантия”, указывая при этом на понятие “гарантийного письма”, однако только в отношении документа, выданного банком. В Гражданском кодексе разъяснено понятие “гарантии”, а также указано требования и порядок использования такого вида обеспечения.

Процессуальное законодательство (хозяйственное и гражданское) также нуждается в дополнении норм, касающихся способов обеспечения иска, встречного обеспечения, отмены и замены мер обеспечения иска. Статьей 137 Хозяйственного процессуального кодекса предусмотрена возможность обеспечения иска прочими средствами в случаях, предусмотренных законами, а также международными договорами Украины, согласие на обязательности которых, предоставлено Верховной Радой Украины. Таким образом, предусмотрена возможность обеспечения иска иными средствами обеспечения, например теми, которые предусмотрены Гражданским Кодексом Украины. Однако с целью правовой определенности, данную статью возможно дополнить отдельной мерой обеспечения иска, а именно – предоставление гарантийного письма об обеспечении оплаты требования платежеспособной финансовой организацией.

Принимая во внимание, что все дела об аресте судов так или иначе касаются субъектов властных полномочий, так же рекомендуется внести изменения и в Кодекс административного судопроизводства Украины. Несомненно, нормы Кодекса торгового мореплавания Украины требуют внесения изменений и дополнений в части освобождения судна из-под ареста в случае предоставления обеспечения морского требования в виде гарантийного письма от P&I Клуба.

Возможность признания гарантийного письма Клуба взаимного страхования, изданного согласно требований законодательства Украины было отображено в решении Хозяйственного суда Одесской области от 15.05.2020, согласно которого, предоставленное гарантийное письмо, изданное Клубом взаимного страхования, зарегистрированным в Великобритании, было признано финансовой гарантией. Судом было отмечено, что в системном толковании статьи 141 и иных норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, возможно принять в качестве доказательства финансовую гарантию лица, в отношении которого отсутствуют сомнения в платежеспособности.

Данное решение хозяйственного суда по своей сути является революционным и прогрессивным. Это фактически первый случай, когда судом описывается и признаётся международный финансовый инструмент – Гарантийное письмо Клуба взаимного страхования, в процессе по обеспечению морского требования, и декларируется возможность его использования с учетом выполнения всех нормативных требований.

В очередной раз суды хозяйственной специализации показали профессионализм и приняли к вниманию специфику рассмотрения такой категории дел, как заявление о наложении ареста на морское судно, подготовку представителей Судовладельца, необоснованность требований органов власти, абсолютное безразличие представителей экологической инспекции Украины и Администрации морских портов Украины к судебному процессу, а также величину убытков, которые могут быть понесены иностранной судоходной компанией.

Нам остаётся продолжать кропотливую работу в самых сложных спорах, добиваться справедливости, руководствуясь законом, здравым смыслом и оптимизмом, а также работать над проектами законов Украины для улучшения и развития современной законодательной и судебной системы и практики.

17 Июня, 2020
EngУкрРус
Коллегия юристов морского права Украины