Яхтинг в Крыму сегодня: быть или не быть?

Яхтинг в Крыму сегодня: быть или не быть?

Рабомизо Денис Вячеславович

Адвокат, Адвокатское бюро «Рабомизо»

журнал "Шкипер", № 3 за 2017 год

Морские пространства Крымского полуострова являются прекрасным местом для туризма на яхте и проведения самых различных водных соревнований. Однако после оккупации Крыма в 2014 году Россией правовой статус Крыма изменился не в лучшую для таких мероприятий сторону: Крым официально стал оккупированной территорией со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде специального режима въезда/выезда и новыми мерами ответственности за нарушение такого режима.

В связи с оккупацией Крыма яхтинг и соревнования в морских водах Крымского полуострова стали если не невозможными, то крайне осложнены тем правовым статусом, которым его наделяет украинское законодательство.

Крым сегодня - это оккупированная территория в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на оккупированной территории Украины». При чем это касается не только сухопутной территории. Статья 3 данного закона устанавливает, что к временно оккупированным территориям относятся кроме сухопутной территории АРК и города Севастополя и внутренние воды этих территорий, а также внутренние морские воды и территориальное море Украины вокруг Крымского полуострова, территория исключительной (морской) экономической зоны Украины вокруг побережья Крымского полуострова и прилежащего до побережья континентального шельфа Украины, на которые распространяется юрисдикция органов государственной власти Украины в соответствии с нормами международного права, Конституции и законов Украины.

При этом если с внутренними водами Крымского полуострова все более-менее понятно в плане их разграничения, то пределы территориального моря и исключительной экономической зоны вокруг АРК не определены и не будут в виду цели Украины деоккупировать Крым. Поэтому ожидать какой-либо определенности в этом вопросе в ближайшие годы не стоит.

Конечно, с точки зрения законодательства России, Крым - это с недавних пор субъект Российской Федерации. Однако такое видение не разделяется международным сообществом, что подтверждается в первую очередь резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 27.03.2014 года, которой признается территориальная целостность Украины в ее международно признанных границах с одновременным непризнанием проведенного в Крыму референдума. Более того, резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19.12.2016 года Россия признана государством оккупантом Автономной республики Крым и города Севастополь.

Далее статья 4 упомянутого выше закона определяет, что на срок действия данного закона распространяется особенный правовой режим пересечения границ временно оккупированной территории и реализации других прав и свобод человека и гражданина, который отличается от того порядка, который существует в других частях Украины.

Это означает, что заход судов на оккупированную территорию теперь не является таким же беспрепятственным как ранее и осуществляется только с разрешение органов государственной власти Украины через соответствующие пункты пропуска. Вот только пункты пропуска для захода именно судов в порты Крыма не предусмотрены.

С одной стороны, это связано с тем, что морские порты в АРК Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория официально закрыты согласно приказа Министерства инфраструктуры Украины «О закрытии морских портов» от 16.06.2014 года за № 255. Рыбные морские порты в Керчи и Севастополе были закрыты только в 2016 года согласно Постановления КМУ от 06.04.2016 года № 263.

Такие решения логично вытекают из оккупации Крыма, поскольку Украина фактически потеряла контроль над процессами, которые осуществляются на всей территории Крыма, в том числе в портах. А утрата государством контроля над частью своей территории влечет за собой невозможность обеспечения на данной территории надлежащего оформления прихода/отхода судов и контроля государства порта, что включает в себя и обеспечение безопасности судоходства. Именно поэтому еще в 2014 году Украина обратилась в Международную морскую организацию (англ.International Maritime Organization, сокр. IMO) с заявлением о том, что в результате оккупации Крыма Россией Украина не в состоянии обеспечить выполнение международных договоров на оккупированной территории. И то, что это сегодня обеспечивается со стороны Российская Федерация на основании ее одностороннего заявления для Украины никакого значения не имеет: Украина не признает действия оккупационных властей и России на территории Крыма, такие действия не имеют юридической силы для органов судебной и государственной власти в Украине и не создают правовых последствий, о чем прямо говорит статья 9 вышеуказанного Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на оккупированной территории Украины».

С другой стороны, утвержденный Кабинетом Министров Украины Порядок въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее (постановление КМУ от 04.06.2015 года за № 367) не предусматривает контрольного пункта въезда-выезда, который бы позволил судам заходить в морские порты АРК. Среди таких пунктов только пункты для автомобильного сообщения «Каланчак», «Чаплына», «Чонгар» и для железнодорожного сообщения «Херсон», «Мелитополь», «Вадим» и «Новоалексеевка», а контрольные пункты въезда-выезда для морского и воздушного сообщения отсутствуют.

Такая ситуация приводит к тому, что ни в одном порту Украины судно не может быть оформлено для дальнейшего захода в какой-то из портов Крыма. Однако это совсем не означает, что судно, заходившее в порты Крыма или вышедшее из него и направившееся в какой-либо из портов Украины, будет без вопросов оформлено по прибытию. Наоборот, как показывает практика, такие суда и лица, которые управляют ими, привлекаются к административной или даже уголовной ответственности в зависимости от состава правонарушения.

Какова же ответственность за нарушение порядка въезда и выезда с оккупированной территории?

Так, Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на оккупированной территории Украины» внесены изменения в Уголовный кодекс Украины и Кодекс об административных правонарушениях.

В соответствии с этими изменениями Уголовный кодекс Украины дополнен новой статьей 332-1, устанавливающая ответственность за нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее. В соответствии с данной статьей если такое нарушение связано с целью причинения вреда интересам государства, то изменение устанавливает ответственность в виде лишения свободы на срок до 3-х лет или лишение свободы на тот же срок с конфискацией транспортных средств. Если такие действия совершены повторно или по предварительного сговору группы лиц или должностным лицом с использованием должностного положения, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет и с конфискацией транспортных средств. А если вышеуказанное совершено организованной группой, то ответственность еще больше усиливается.

Следует обратить внимание на то, что при применении данной статьи важно не только нарушение порядка въезда на оккупированную территорию, но и то, что такой незаконный въезд должен быть осуществлен с целью причинения вреда интересам Украины. Термин «интересы государства», используемый в данной статье, по своей сути является оценочным понятием и подлежит установлению в каждом конкретном случае. Однако если мы обратимся к определению «национальные интересы» в Законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины», то увидим, что спектр национальных интересов Украины определяется достаточно широко и включает в себя "жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие».

На случай, если порядок въезда на оккупированную территорию нарушен, но без цели причинения вреда интересам Украины, следует ожидать, что такое лицо может быть привлечено к административной ответственности. Так, статья 202 КоАП изложена в новой редакции, согласно которой нарушение приграничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины или режимных правил в контрольных пунктах въезда - выезда влечет за собой штраф в размере от 7 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (119-170 грн.), а на должностных лиц - от 10 до 20 н.м.д.г. (170-340 грн.).

Также КоАП дополнен статьей 204-2, согласно которой нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее влечет за собой наложение штрафа от 100 до 300 н.м.д.г. (1700-5100 грн.) или административный арест на срок до 15 суток.

Однако в случае привлечения к уголовной или административной ответственности следует помнить, что одной из важных составляющих правонарушения является вина, в случае отсутствия которой лицо не может быть привлечено к уголовной или административной ответственности в вышеуказанных случаях.

Следует также обратить внимание на то, что в статьях об уголовной и административной ответственности речь идет только о случаях, когда лицо совершает въезд на оккупированную территорию или выезд из нее. В связи с этим в ситуации, когда судно совершает просто мирный проход через территориальное море вокруг Крымского полуострова, такой проход нельзя считать нарушением вышеуказанных статей, поскольку он не сопряжен с заходом судна в порт и выходом из него. Такой мирный проход через территориальное море как и проход через исключительную экономическую зону регулируется положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

В частности статья 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года предусматривает, что под "мирным проходом" понимается плавание через территориальное море с целью (1) пересечь это море не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод или (2) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым и может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Из такого определения следует, что, к примеру, такие действия в водах территориального моря, как участие в водных соревнованиях, выходят за рамки концепции «мирного прохода» и могут быть квалифицированы как нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее.

Отдельно следует обратить внимание на действие Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», в соответствии с которым на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя создана Свободная экономическая зона «Крым», являющаяся свободной таможенной зоной коммерческого, сервисного и промышленного типа в понимании статьи 430 Таможенного кодекса Украины (далее - "ТК Украины"). В связи с этим таможенные органы рассматривают вопрос о привлечении лиц к административной ответственности по статье 477 ТК Украины за нарушение порядка ввоза товара на территорию свободной таможенной зоны или вывоза такового из нее. Ответственность за такое нарушение установлена в размере 1000 н.м.д.г. (17 000 грн.).

Если же обратиться к судебной практике, которая складывалась вокруг захода судов в порты Крыма и выхода из него, то можно увидеть, что она противоречива. Как правило в случае возбуждения уголовного производства судно арестовывается с целью обеспечения его дальнейшей конфискации. Однако таких дел очень мало и они в основном касаются судов, вовлеченных в перевозку грузов и пассажиров.

Если же речь идет об административном правонарушении, то есть случаи, когда лицо освобождается от ответственности, если, к примеру, оно выводило с Крымского полуострова судно, находившиеся там еще в момент оккупации. И это понятно, поскольку в действиях лица нет вины и оно стало заложником ситуации, в которой территория, на которой находилось судно, была оккупирована Россией, что невозможно было предвидеть и тем более предотвратить. С другой стороны, суды отказывают владельцам маломерного флота в удовлетворении их исков по обжалованию постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 204-2 КоАП и ст. 477 ТК Украины. Некоторые из таких дел находятся на стадии апелляционного обжалования и стоит надеяться, что суды апелляционной или кассационной инстанций примут во внимание позицию истцов в части отсутствия их вины в совершенном административном правонарушении.

Отдельно следует обратить внимание на изменения в Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», поскольку он может касаться тех судовладельцев и членов экипажа, которые с точки зрения законодательства Украины являются иностранцами или лицами без гражданства, к числу которых относятся и граждане РФ.

Так, согласно последним изменениям иностранцу или лицу без гражданства для посещения временно оккупированной территории требуется специальное разрешение, выдаваемое Министерством по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенным лицам. Порядок выдачи такого разрешения урегулирован Порядком въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее, утвержденные постановление КМУ от 04.06.2015 года за № 367.

Если иностранец или лицо без гражданства пытается осуществить въезд через контрольные пункты въезда - выезда на временно оккупированную территорию без специального разрешения или такое лицо во время предыдущего пребывания на территории Украины осуществила выезд из нее через контрольный пункт въезда - выезда, дальнейший въезд на территорию Украины такого лицо будет запрещен. Другими словами, иностранец или лицо без гражданства должен въехать на оккупированную территорию и покинуть ее только через соответствующие пункты пропуска и не может въехать на оккупированную территорию через пункт пропуска в Украине и потом покинуть оккупированную территорию морским или авиационным сообщением.

На это дополнительно указывает и дополнение к ст. 20 данного закона, которое запрещает транзитный проезд иностранцев и лиц без гражданства через временно оккупированную территорию.

Кроме того, согласно новой статье 14-1 к упомянутому закону если иностранцы или лица без гражданства прибыли до контролируемых пунктов пропуска Украины с временно оккупированной территории без соответствующего разрешения, то им не разрешается дальнейший проезд на территорию Украины и они возвращаются на временно оккупированную территорию, с которой они прибыли, или в государство, которое выдало паспорт.

В данной статье мы не пытались охватить все вопросы, которые связанны с заходом и пребыванием яхт на оккупированной территории. Однако уже этот короткий обзор дает основание для вывода о том, что Крым сегодня не является местом законного яхтенного туризма или проведения водных соревнований, как и участия в них. Украина не только закрыла порты в Крыму, но и законодательно не предусматривает возможности приграничного и таможенного контроля судов во время их въезда на оккупированную территорию Крыма или выезда из нее. Более того, ответственность за нарушение такого порядка может повлечь за собой по меньшей мере уплату штрафа либо даже конфискацию самого судна. И на данный момент нет свидетельств того, что такой порядок будет изменен до освобождения Крыма от российской оккупации.

30 Ноября, 2017
EngУкрРус
Коллегия юристов морского права Украины